Lac macropus - Молоко кенгуру

Анамнез

Случай. Девочка, 4 года.

(Д- доктор, П - пациент)

Навязчивые движения, тики. Не может ходить в детский сад.
П: Я без бабушки не могу.
Д: Ты не болеешь ничем? А в садике плачешь?
П: В садике просто для меня непривычная обстановка.
Д: а привычная где?
П: Дома – привычная, дома родители. Более легко. Неродные люди. Тревожно.
Д: чем отличается привычная и непривычная.
П: В доме родной невозможно поплакать, а в другой обстановке плачешь.
Д: а в доме родном?
П: С бабушкой. С родителями. Так более легко. А когда не родные какие-то люди, то я тревожусь. Для меня непривычные такие люди.
Д: а знаешь, есть такие дети, которые любят быть не дома.
П: Нет, я не такой ребенок, мне дома лучше.
Д: чем тебе не нравятся непривычные люди.
П: Почему то они немножко не такие, как родители.
Д: чем плохо с непривычными.
П: Не могу сказать. Чем-то с ними плохо. Они не такие, как мои люди, как мои родственники.
Д: есть у тебя любимые игрушки?
П:Вот такие вот, Шапоклячка. Я ее так назвала.
Д: у тебя есть дома разные игрушки?
П: Есть. Гора
Д: какие особенные?
П: Собачки. Куклы.
Д: расскажи, подходишь к своей кучи, во что будешь играть.
П: Не знаю.
Д: расскажи, как ты играешь с куклами. Я не видела.
П: Я не могу особенно.
Д: можешь, расскажи.
П: Мне пока не хочется.
Д:а ты шарик хотела, я тебе думала подарить… Какие у тебя собачки?
П: Много. Дрюнька, Бим, Гарик. Маленькие щенята сидят
Д: нравится. а чем?
П: собачки хорошие, мирные животные. У меня есть настоящая собачка. Роня. Мирная. Старая. Мама, ты можешь мне подсказывать.
Д: ты играешь с собачками. Как?
П: Они не дерутся. Они гуляют вместе. Не кусаются.
Гуляют. Они сами гуляют. Отпускаю их погулять на просторе. Есть выражение такое – погулять на просторе. А я их кормлю. У них имена разные.
Д: можешь еще что-то рассказать?
П: Бим похож на тигренка.
Д: а куклы как? На мечах дерутся.
П: Они тоже гуляют себе на просторе. Нина, Золушка и Русалочка. Как-то я уже устала.
Д: нет, я точно знаю, что ты не устала, давай, еще немножно. Ты еще не рассказала про свои л юбимые мультики. Какие самые любимые,
П: Я еще не решила.
Д: какие больше нравятся?
П: Я точно не знаю. Ну, ладно, потом еще к тебе приеду и расскажу.
Д:про что же тебе нравятся мультики – про танки, про войну…
П: Да, нет, я люблю для девочек.
Д: про что?
П: Про собаку Жужу.
Д: что нравится.
П: Да я еще не решила, мне так особенно ничего не нравится.
начинает петь песню (народная песня из мультфильма, про который она рассказывает).
Д: я вообще-то признаюсь, я мультик смотрела, там они едут, и змея, а что больше нравится.
П: Я еще не решила. Этот не очень интересный. Интересный про Гену (мультфильм «крокодил Гена и чебурашка».
Д: чем же он интересный.
П: Так там Шапокляк!
Д: расскажи мне про нее, кто такая.
П: Это озорная старушка, она разбивает фонари, собирается перемахнуть (перепрыгнуть) через забор. У Гены гармошку забрала, билетики. Озорная такая старушка. Мне кажется, бывают такие старушки. Разбивает им стекла. Туристы думают, что клюет рыбка, а Шапоклячка выходит и спрашивает – а крокодил вам не нужен? Крокодил (смеется).
Д: есть мультфильмы, которые тебе не нравятся?
П: Про ореховый прутик. Какая-то стращная. Гадкие ведьмы в конце. Черный, большой, даже похож на пантеру.
Д: кем хочется быть?
П:Не думала пока. Уж больно шарик понравился.
?а сны тебе снятся.
Что посмотрю, то и снится.
?хорошие или страшные, что снится. Не помню.
Мама: снилось, что мальчик схватил.  
В детский сад ходишь?
Да.
?в саду есть дети, которые тебе не нравятся?
Да, Дима, Ваня. Они хулиганы.
?чем не нравятся хулиганы?
Один раз он хотел чужой блин съест, но не успел. А Жужа хорошая. А Эльвир Пална плохая.
?чем же она плохая?
Она ругается.
?ты когда маленькая была, боялась чего-то.
(уходит).
Корову в книжке. Всего навсего коров. Только его надо поддудь (это она про шарик).
?чем страшная?
Не знаю, забодать.
?есть много животных, какие тебе не нравятся.
Кенгуру. Мне нравятся только не хищные, коалы. Австралийские мне нравятся.
?чем они нравятся.
Они хорошо прыгают.
?а какие не нравятся?
Например, муравьед.
?чем?
Он ест. Это большое животное. Он муравьев уничтожает. А мне нравится, чтобы муравье размножались, хоть они и кусачие.
? а змеи.
Нет. я гадюк терпеть не могу. И кобру тоже.
?тебе нравятся нехищный. А какие тебе нравятся австралийские.
Там еще зайцы сумчатые. А у кенгуров есть такой карманчик. А там… сидит…. кенгуренок!
?что ты еще знаешь про кенгуру.
Есть Джеки такой. Мальчик. Самец.
?откуда ты знаешь, я  про него не знаю.
Это американский кенгуру. Браконьеры его унесли. Это папа.
?может быть вспомнишь еще сны?
Да нет.
Мама: у нас нервные тики. Первый раз веной, в мае она скрипела зубами, потом вспомнили и про это. она ругалась, дралась, и тогда скрипела. Дерется, особенно с чужими, но может и со своими. Ругалась она разнообразно. Не любит, когда мы останавливаемся, и о чем то разговариваем с другими.
Невропатолог назначил фенибуд и ноотропил. Мы все пропили. Глицин. Стало немножко получше. Потом у нее началось в сентябре стало намного хуже, стала делать движения ртом, моргать.
показывает, как делает ртом.
Агрессивная стала, ругается, дерется. Опять фенибуд. Еще она вытягивает губки.
Девочка: да, и кваканье (квакает).
?ты специально так делаешь?
Нет, у меня само так получается как-то.
Мама: обычно, когда мы говорим, что нельзя, тогда у нее реакция – нет слез, нет раскаянье, но появляются эти вынужденные движения, квакает или что-то еще. У нее нет такого, что она боится или плачет, когда ее ругают, а наоборот, у нее вызов. И еще мы пошли в детский сад, и ходили в бережном режиме. Она пошла с желанием. Но на второй день ее поругали. Она плакала, и стала плакать со рвотой. Через неделю мы перестал
?а где глазки то у нее. (Держится очень уверенно, самостоятельно, ни капли стеснения, она ведет себя как очень независимый ребенок).
У нас были проблемы с поджелудочной железой.
Она неожиданно и очень громко дует в микрофон, все, кто смотрел случай, хватались за уши и удивлялись, ну, и девочка, она нас и тут достала.
Еще она делала такие звуки – у, у, у. девочка из делает. Она перестала моргать, но появилось уканье. Когда мы перестали пить, то опять все вернулась, плюс ежедневная рвота. А теперь мы не ходим в сад. А ходим в психоневрологический диспансер.
?от чего ей хуже, лучше.
Она живет с бабушкой. Очень плохо ведет себя с дедушкой. Бабушка его ругает, а он все смиренно переносит. Она это уловила. Если он что-то спрашивает у нее, то она говорит – не скажу тебе, злодей и смеется. Она где-то берет ругательные слова – скотина. Она так говорит на собаку. Она его (дедушку) гоняет, но с другой стороны, если он зовет играть, то она бежит.
?опишите ее реакцию на то, что нельзя?
Она никак не реагирует, а продолжает делать то, что делала. Если начинаешь кричать, то она начинает говорить гадкие слова. Она не плакса. Вообще не плачет, даже если ударится. Плакала только в саду.
а мне не нравится то, что это собачка с косточкой. Повторяет это много раз. Я объясняю, что моей дочке эта игрушка нравится. И косточка особенно. Когда она оторвалась, то мы ее пришивали.
Девочка: а каким образом она оторвалась. (удивительные обороты речи для ребенка 4 лет).
?что она еще делает, когда нельзя? Девочка начинает дуть.
Она все равно сделает по-своему. Хочет – достанет. Она продолжает стремиться к цели и говорит плохие слова про того, кто не разрешает или смеяться-квакать. Говорить – все равно хочу. Такое твердое «хочу». И даже если ты очень занят, то проще все равно.
Специалисты говорят, что она развита, хорошая речь. Быстро утомляется. Его устравивает, когда общается с одним человеком, с мамой или бабушкой, а если появляется кто-то еще, то она начинает нервничать, чихать. Даже когда я приезжаю с работы, и она с бабушкой, она – перестаньте говорить, замолчите сейчас же. Чтобы говорили только с ней. Бабушка говорит, что она резко меняется, когда говорит. На томографе – слабые диффузные образования – это причиной тиков. Может быть, гипоксия.
?какие у нее особенности.
Целеустремленность. Будет стремиться к цели, если она что-то решит. И она очень интересуется этим. любит книги, картинки смотрит. Если обстановка – один взрослый и одна, то может поиграть, но вообще привлекает к себе, она одна не может.
Одно время она рисовала, много и хорошо. Рисовала бабочек, принцесс. Смешных, с улыбками, с платьями, прическами. Тетю кошку. Т.е. у нее один сюжет, и она его рисует. Все задорные, с улыбками.
?сюжет
Да, например.
Девочка прерывает резко, громко и очень требовательно: ну, хватит!
 Я не хочу. Тут я командую.
?нет, тут командую я, нам нужно поговорить, а потом вы освободитесь.
Фу, глупости ты говоришь! Она дергает маму за кофту.
?иди, поиграй.
Нет, не хочу. Эх, зря я сюда поехала! Эх, зря вы сюда приехали!
грызет пальцы. Раньше вообще никогда не грызла. Теперь предметы разные.
Она плюет – тьфу!
?расскажите про то, как она относится к чужим людям.
Она очень чувствует, как человек к ней настроилась. Если человек плохо настроен, даже если он говорит разные добрые слова, то она словесно выражать свое отношение или говорить – все, уходим. Ее не проведешь.
?как она относится к новым ситуациям, незнакомым?
Мы очень много ездим, путешествуем. Если с бабушкой, то нормально. Она внутренне напрягается, как мне кажется. В основном от того, что появляется новый человек. И она может проявлять агрессию и упрямство.
?т.е. реакция на новых людей – агрессия.
В основном словесная. Может драться.
?как она дерется?
Раньше рукой могла стукнуть или рукой. Теперь царапается, и стала драться ногой. Может подойти к бабушке и ногой ее по коленке. Лягает. Да, еще любит разбежаться и ткнуть рукой или головой или даже ногой.
Мама, пойдем, игрушечку возьмем…
?т.е. ей комфортно для своими.
Да. Хотя, что интересно. Брат живее за границей. Он много с ней занимается. Все внимание ей, и картины, и музыка, И английский. И она теперь относится к нему как к своему.
?что это значит?
Она может даже пойти с ним погулять. Или даже остаться дома. С дедушкой она ни за что  не останется дома. Да, другие дети могут остаться с чужим, она нет. А с братом может. С папой она не остается. Она как будто чувствует, кому можно доверять.
в детском саду например, одна воспитательница, она ей очень нравится. Она даже сказала – она мне как мама.
?Дуся, расскажи, тебе нравится воспитательница?
Она нестарая. Она добрая.
?вы видели ее с воспитательницей. Как она себя ведет себя с ней, с бабушкой. С теми людьми, которым она доверяет. За руку или как-то еще?
Нет, за руку она не любит. Она любит ходить сама, самостоятельно. И обычно требует, чтобы ей что-то рассказывать. Устаивает диалоги.
например, несет она куклу Ниночку и говорит: пусть Ниночка попросит! И тогда я должна за нее просить что-то. Или она просит – дай покушать твоей кашки. Она заставляла играть в такие игры, что нужно у нее что-то просить, а она в резкой форме отказывает. Говорит, нет, это нельзя.  Я стала пресекать. Она очень сильно заводилась от этого.
У нее вообще интересные отношения с куклой. Например, ей было несколько месяцев, у нее были собаки на первом месте. Даешь собачку – играет, даешь медведя, она его выбрасывает. Потом в 3 года купили куклу Барби.
?как играет?
Одна кукла – отрицательный персонаж. Дамы, принцессы. Разговаривают между собой.
?с собачками.
Их несколько или она сама по себе. Она гавкает, хочет залезть. Покачаться на качелях. Если несколько, то одна мама, а остальные щенки. Или одна главная собака, хорошая. Она может их выстраивать в круги.
?еще?
Не строит. Коляски не катает. Надолго не хватает.
45.30 а когда мы уйдем?
?мы скоро закончим и уйдем.
Фу!!!
Ей очень нравится, когда просторно. Ей нравится. И может играть сама по себе.
?важно ли ей «просторно»?
Да, еще когда ей было полтора года, то мы замечали, что ей очень хорошо в просторных комнатах и квартирах, например, когда мы приезжали к брату. Например, я стою у кухни, и она меня видит из всех углов и она ко мне не пристают.
?как она выстраивает отношения с детьми.
До определенного возраста, до 3 лет. Это было вообще  - только она и я, она и бабушка. Приходим на площадку, и ей важно, чтобы мы были при них. Требовала, чтобы качали.
Сейчас у нее появился определенный интерес к детям. Стала знакомиться. И играть начинает сама, поиграли с девочкой минуты 2, потом подошла ко мне. Опять ко мне вернулась.
?если конфликты с детьми, то как она себя ведет?
К маленьким очень нежно, покровительственно. Дает игрушки, все отдает. А с ровесниками. Раньше она пугалась, если к ней подходил более взрослый, более агрессивный ребенок, то она отступится от качелей, от игрушек.
Если выносит самокат, то она все время следит, кто подходит, кто нет.
В саду она себе сразу определила подружку. Бабушка даже говорила, что она ее себе выдумала. Эта девочка очень маленькая, она даже не говорит еще. Но когда мы встретили эту девочку на улице, то она сразу вязала за ручку нашу Дусю. Дуся даже ей носила игрушки, дарила, хотя это для нее совершенно нехарактерно. И еще она говорит – мы с Лианой думаем – все может быть.
?книжки любимые?
Надоели разговоры!
мы читаем новые, сложные книги.
?что она выделяет?
Ей нравится новые книги. Все новое. Сейчас она очень любит книгу про семью ежей и очень ей нравится там маленькая девочка-ежик, самая младшая. И мама с папой. И она себя с ней ассоциирует, наивные вопросы задает, как она, покапризничать, озорная девочка.
я предложила ей покататься в качелях, но девочка отказалась, и сказала, что только с мамой.
?что-то, что ей не нравится.
?мультфильмы, которые она явно выделяет. Она часто за мной повторяет. Мое отношение.  Долго смотрела про Чебурашку. Не могла в тот период заставить смотреть что-то другое. Том и Джери очень нравится.
?сны?
Очень редко. Не помню.
?про один уже рассказали.
Закричала во сне: мама! Мальчик прижал к себе и не отпускал, и она вырвалась и убежала к бабушке.
?страхи?
Темноты не боится. Сейчас у нее появилась – боюсь. Какая-то тревога по любому неожиданному поводу, боюсь, укусит! Боится каких-то смешных вещей. Говорит – я боюсь! Может о чем-то сказать – я боюсь, что он меня укусит.
?животные?
Все, надело разговоры.
Собаку, которая у нас живет. Она может говорить – моя собачка, я твоя мама. Я тебя старше. Кто старше я или она? Я старше. Может замахиваться ногой – противная собака. Дразнит ее – так тебе и надо. Так тебе   и надо.
?вообще животных?
Страусов, попугаев. Нравится.
?что за птица страус.
Лошадок много. Они все скачут. Даже если они что-то везут, карету, например, то они все равно скачут. У нее вообще все скачут, не только лошадки.
Кошки, и все веселые. Ей нравится такой характер, хулиганский, как у Шапокляк. И она сама такая. Кенгуру нравится, что кармашек, что прыгает, добрая, веселая. Посмотрела мультик про кенгуру, там были браконьеры. Потом вечером вспоминала, говорила, что страшно.
1.02.40. ну, хватит!!! Ну, все, я уже устала.
Она вообще предпочитает игрушки – животные. Змей не любит, увидела по телевизору. Была под  впечатлением.
Еще склонна к самоанализу. Ходит что-то с игрушкой, говорит – что-то я много говорю, что-то я суечусь.
После детского сада поменялось окружение. Раньше грубо могла ответить. И теперь они как будто стали свои после детского сада. И в магазинах знакомые продавцы, всегда могла им жестко ответить. Теперь стала мило общаться.

Анализ

То, что больше всего поражает в случае – это сочетание самоуверенности и самодостаточности девочки с очень сильно выраженной зависимостью от близких и родных.
Она любит командовать всеми, пыталась руководить и командовать даже на приеме, что видно по ходу изложения случая, в какой-то момент она сказала: «Я тут командир!». Всегда настаивает на том, что хочет.  Довольно странно, что этот ребенок, который может кого угодно поставить на место в такой сильной степени нуждается в родных. Она не признают остальных, весь мир деля на своих и чужих. Ее сильно напрягают новые люди, и только побывав в детском саду она перестала грубо разговаривать со знакомыми, но не близкими людьми. Это также звучит в ее играх, она мама, которая кормит детей. Ей нравится возиться с малышами. В саду она выбрала в подруги девочку, которая даже не умеет разговаривать. Она рассказыват о своих играх – нужно сначала щеночка покормить, а потом отпустить на простор.
И простор – это другая ее тема. Она отпускает поиграть на просторе свих «детей», говорит, что им надо погулять на просторе, и что даже есть такое выражение «погулять на просторе», сама очень любит открытые пространства.
И с этой темой также  связана тема озорства, хулиганства, веселости. Это ее любимый персонаж мультфильма – старуха Шапокляк, которая шалит, балуется, разбивает фонари и стекла, прыгает через заборы, ей нравится девочка-ежик из книжки, которая веселая и озорная, и также она много рисовала животных, которые все выглядели задорными, с улыбками. Надо заметить, что у нее очень живой и быстрый ум, не по возрасту.
Мы также видим сильную агрессию – она бьет собаку, царапает, обижает других людей (малознакомых), когда что-то  не по ней, она разбегается и с разбега бьет кулаком.
И также мы видим тему прыжков, скаканья. Через забор перепрыгивает Шапокляк, все лошадки скачут, даже если везут карету. Прыгают все игрушки-животные, с которыми она играет. И по ее словам «прыгают все животные, которые живут в Австралии».
Мы еще видим страх и неприязнь к змеям.
Поняв, что девочке нужен препарат животного царства, я стала искать, какое же животное может иметь такие характеристики и ей был назначен препарат молоко кенгуру.   
Lac macropus 1M.

Катамнез

Она стала с удовольствием ходить с детский сад, это было значительное изменение для нее, раньше она плакала, до рвоты.
В течение первых двух недель родители отменили ей аллопатические препараты, тики сначала прошли полностью, но потом вернулись, правда они спустились ниже, в область грудной клетки и плечевого пояса.
Через полтора месяца я встретилась с этой девочкой вновь, и мне показалось, что она стала намного спокойнее себя вести, хотя агрессивность по-прежнему проявлялась.
Мы стали повторять препарат уже в потенции 30СН в растворенном виде один раз в день 4 дня, тики прошли почти полностью. Через 2 недели они стали постепенно возвращаться, и мы вновь повторили препарат в той же дозировки.
Улучшение идет, но до конца тики не проходят. Они стали реже, время от времени мы повторяем лекарство в растворенном виде в 30 потенции.
Она стала немного мягче обращаться с незнакомыми людьми.