Pecten jacobaeus - Морской гребешок

Анамнез

Мальчик, 6 лет.
Основная жалоба - заикание. Помимо этого, как выяснилось позже, мальчик страдал бронхиальной астмой. Последние 3,5 года мама лечила мальчика у гомеопата, и он принимал разнообразные средства. Однако никакого результата лечение не дало. И последний препарат дал сильное ухудшение.
Ребенок очень разговорчив, легко и с удовольствием выходит на контакт, отвечает на вопросы. Когда я стала расспрашивать мальчика о заикании, то он сразу поднял руки и начал ими хлопать – «зубы начинают захлебываться, и я не могу контролировать. Они болтают одно и то же, и так быстро».
Я попросила рассказать побольше. Он продолжил: «холодно и хлоп, хлоп, хлоп!!! Ничего не могу поделать с челюстями. Они только открываются и  закрываются. Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!»
«Я могу быть весь день голодный. Забуду поесть. Хлоп, хлоп, хлоп! Челюсти щелкают, быстро. И я не могу их остановить».
Это очень странно. Причем дальше в случае пациент вновь и вновь будет возвращаться к хлопанью. Это то самое необычное и странное, на что нас призывал Ганеман обращать внимание при работе с пациентом.  Он писал в § 211 «Органона» о том,    что важно «состояние» пациента, а не симптомы: «эта связь души с телом в болезнях так далеко простирается, что состояние ума и нрава больного часто всего вернее решается выбор гомеопатического лекарства; ибо это состояние и есть характеристический симптом, который всего труднее может ускользнуть от внимания наблюдательного врача."
Мы видим странное и необычное проявление энергии, и эта энергия является ключевой для выбора препарата, но что с ней делать, как ее интерпретировать? Ведь это хлопанье может быть что угодно, возможно, это смыкание челюстей акулы или крокодила, а может быть, это то, как хищная дрозера захлопывает свои створки, а может быть, это взрыв, характерный для препарата карбона, и так далее, и так далее. вспоминается притча о мудрецах, когда собрались мудрецы и все они были слепы. Они стали ощупывать слона, и угадывать, что же перед ними. Тот, кто держал хвост, сказал, что это веревка, тот, кто уши – что это веер. Бока были приняты за стены, хобот за змею. Так и мы можем гадать, проявлением какого источника является хлопанье. Но перед нами мальчик, который нуждается в помощи, который уже до этого получал множество гомеопатических лекарств, и до сих пор не получил облегчения.

По методу витального ощущения, чтобы правильно определить и узнать источник, который проявляется энергией (в данном случае хлопками и удивительным описанием мальчика своего заикания), нам необходимо последовательно определить царство, подцарство и источник препарата. А для того, чтобы прийти к источнику, нужно оставаться непредвзятым и следовать за энергией при взятии случая.
Я поинтересовалась, чем мешает ему заикание, и услышала в ответ: «рука шевелится весь день, а мне на уроке английского надо заниматься. Из-за этого, когда я буду в школе учиться, я буду двойки получать. А я учусь на пятерки».
Чем же плохо получать двойки? «Если двойки, то я был бы растерян. Вода побежит, стаканы попадают, и зубы – хлоп, хлоп, хлоп!!!». Что за стаканы – непонятно, но нам это не важно. Важна растерянность и его хлопанье. При этом он вскакивает со стула, хлопает и хлопает ладонями, и кажется, что вообще не может остановиться. Значит, мы идем в верном направлении.
Чем же плохо получать двойки? «А двойки  - это проигрыш. Как в игре. Человек проиграл». Это уже намек на животное царство, когда есть соревнование, противостояние, элементы сравнения, темы «я против кого-то». Но это только намек, нужно уточнить.
Какого тому человеку, который проиграл? «Плохо, потому что другой выиграл». Это уже подтверждает тему животного царства.
Прошу рассказать его про растерянность. Он отвечает: «растерянность – это хлоп, хлоп, хлоп!!! И начинает звук происходить. Это челюсти, а это зубы. Они захлопываются. Это мне не нравится. Потому что все одно и то же, одно и то же. А плохо это тем, что это все надоедает, и у меня много друзей. И так просто друзей не останется. Грустно.»
Как тебе, когда грустно? «А это похоже на растерянность».
Когда его обижают на игровой площадке, то ему очень хочется домой. Дома хорошо, много игрушек.
Из игрушек нравится черепаха, рыбка, слон, бегемотик. И дальше он перечисляет всех животных. На мой взгляд, такое особое пристрастие ребенка к игрушкам-животным чаще всего неслучайно и характерно для детей, который нуждаются в препаратах животного царства.
Он играет, как будто зверушки ходят друг к другу в гости.
Прошу рассказать, чем хорошо, когда ходят в гости. Он начинает рассказывать про свой день рождения, когда приходило много друзей в гости. Но оказалось, что ему тогда не нравилось, и весь день рождения он провел в ванной, «сидел и читал книжку про ядовитых». Это тоже довольно необычный способ для ребенка праздновать свой день рождения.
«Еще нравится играть в роботов, как они сражаются. Смотреть, кто кого победит. А один робот превращается в орла. Мне нравится. А он вот так может крыльями делать». И мальчик показывает полет орла, и при этом делает тот же жест – быстрые хлопающие движения. И меньше всего эти движения напоминают гордый и плавный полет хищной птицы.
Дальше он сообщает мне, что ему очень не нравится то, что игрушки могут двигаться сами по себе. Он замечал, как игрушки двигаются и меняют положение. Ему не нравится, что могут ожить тигры. Они хищные, съедят.  И он опять делает тот же хлопающий жест. И он очень хочет, чтобы ожили уточки, слоники и  бегемотик. И чтобы рыбка ожила, но только чтобы сухопутной стала. Но только не хищники  - медведи, лев и тигр, «они же мясо едят».
Также он любит играть в компьютерные игры. Это очень благодатная тема для гомеопатического исследования при расспросе современного ребенка. Обычно я спрашиваю, какие любимые игры, какие моменты особенно нравятся в игре и наоборот, не нравятся, и как себя ребенок при этом чувствует. Компьютерные игры – виртуальная реальность, в который ребенок ищет для себя ситуации, требующие наименьшей компенсации.
Мальчик долго описывал мне игру, и сказал, что самый любимый момент, когда он побеждает, и тогда его награждают медалями. А чем это приятно? Тем, что он лучше, он побеждает. И вновь мы приходим к животному царству.
Другие любимые игрушки – крабики, и крабики стреляют в солдатиков,  а те умирают.
Он не очень любит смотреть телевизор, и самое приятное – реклама, потому что тогда можно походить. И долго сидеть на одном месте очень трудно. Эту его следующую особенность – неугомонность, неусидчивость становится видно прямо на приеме, он с трудом сидит на месте, время от времени встает, ходит по кабинету, потом вновь присаживается.
Ему нравится мультфильм про Джимми Нейтрона. Мультфильм нравится тем, что главный герой - гений. На вопрос чем хорошо быть гением он отвечает, что гений все знает, может создать любого робота. И в школе гений получает одни пятерки. А про пятерки мы уже знаем, они нас приводят к темам животного царства.
Он вспоминает одного героя мультфильма, который ему очень не понравился: «там одни глазки и глазки, желе с глазками…»
Боится темноты, может прийти призрак или инопланетянин, он страшный, т.к. ест людей.
Я переспрашиваю: ест людей? И он подтверждает: «ну, да, едят людей: ам, ам, ам!» - И вновь появляется тот же жест, - «есть тот, кто питается пылью, с одним глазом и на ножке. Как улиточки, и эти хорошие. Я их не боюсь».
Теперь мы идем в другую область наименьшей компенсации – сны. Ему очень часто снятся одни и те же сны, а повторяющиеся сны очень важны для нас. Это сны о мумиях. «Из неба появляется мумия. Я там был, в паровозике сижу. Мумия всех усыпила. Все стали засыпать, а я нет, я же в паровозике, в паровозике уже не страшно. Потом вылезла гусеница, она стреляла звездочками».
«Потом гусеница стала стрелять другими звездочками,  и все стали смеяться».
Ему часто снится гигантская гусеница, иногда она ему нравится. Но когда она в бинтах, то тогда она стреляет синими  звездочками, и они усыпляющие.
Один из запоминающихся снов – сон про гигантскую улитку, которая сосала мусор, как пылесос. У нее был хоботок. «Большая, даже огромная сухопутная улитка». Это был приятный сон, потому что она не засасывала его (т.е у ребенка есть страх, что его может всосать улитка).
Когда он вырастет, ему хотелось бы стать  «роботоделом». Тогда он смог бы сны переделать в реальность. Он бы сделал гусеницу без бинтов. Она лучше, потому что та, что в бинтах, засасывает в себя, она ест людей, усыпляет и ест.
Был страх монстров, но мальчик сказал, что теперь он не боится, потому что он победил их.
Из маминого рассказа: единственный ребенок. Очень консервативен в еде. Невозможно добавить что-либо новое в рацион питания. Ему 6 лет и до сих пор у него «ознакомительные игры с курицей». 
Мальчик легко сходится с друзьями, но в коллективе он приспособит всех под себя. Это замечание также говорит нам о животном царстве.
Мама рассказала историю, как он, гуляя на улице, увидел нескольких таджикских мальчиков и стал ими руководить, дал им всем по лопатке. И к общему удовольствию всех детей через некоторое время они покорно что-то рыли и копали в песочнице, мама добавила, что у нас папа на стройке работает, таджиками руководит, видимо это связано.
Мама подтвердила, что он всегда выбирал игрушки животных, особенно морских – медузы, раки, рыбы, мечтал об аквариуме. В парке он всегда собирает всяких живых существ, приносит домой слизней, ухаживает за ними.
Если его обижают другие дети, то он может подойти и спросить: «Мама мне его бить или не бить?»
Его очень расстраивают различные проявления несправедливого отношения к нему. Тогда он расстраивается и уходит к себе под стол. У него там гнездо, некое пространство под столом, где он любит посидеть один. Он следит за чистотой этого «гнезда», обустраивает, стелит одеяло. И если какая-либо несправедливость к нему, он сразу же уходит туда.
И также он всегда добивается, чтобы родители признали, что они были неправы, несправедливы к нему.

Анализ

В первую очередь следует решить вопрос  о царстве. И в данном случае мы видим животное царство, когда человек противопоставляет себя другому человеку, конкурирует, соперничает, сравнивает себя с ним. Обычно дети любят играть в игрушки животных, смотреть фильмы о животном мире.
Уровень Va – царство:
·       «Забуду съесть и весь день голодный.»
·       «Не буду заниматься. Двоечник. Проиграю».
·       «Проигрыш – как в игре».
·       «Неприятно, потому что другие выигрывают».
·       «Плохие обзываются». 
·       «Игрушки – бегемотик, слоник, рыбки, дельфинчики».
·       «Плохо, если тигры, лев  и медведь оживет – хищники».
·       «Компьютерная игра – медали дают. Я побеждаю – приятно».
·       «Быть как Джимми Нейтрон – гений. Пятерки  получать…»
·       «Страшный монстр, но  я победил».
·       «Приспособит всех под себя».
·       «Таджикских детей организовал в песочнице – копали, озеленяли».
·       «Но всегда добьется, чтобы мы признали, что несправедливо».
Далее решается вопрос о подцарстве.
Уровень Vb – подцарство:
·       «Двойка – растеряюсь. Все попадает».
·       «Обзываются  плохие – я хочу домой. Мне хорошо».
·       «Водные животные. Обожает медуз».
·       «Гости хорошо, но когда давили, я пошел в ванную, читал про ядовитых».
·       «Пусть и рыбка оживет, только сухопутной станет».
·       «Нло в небе, ну как подводная лодка, только в небе».
·       «Там один инопланетянин – желе с глазками».
·       «Едят людей – ам, ам!»
·       «Но есть с одной ножкой, как улиточки – хорошие».
·       «Сон – мумия из неба. Я в паровозик спрятался».
·       «Хорошая – ест пыль, всасывает как пылесос».
·       «Сложно подсмотреть игру – сразу реагирует».
·       «Приносит слизняков – дрессировать». 
·       «Боялся боли, повреждений».
·       «Мог застыть в ступоре, с места не сдвинуться».
·       «Когда обида несправедливая, то тут же уходит в гнездо. Там у него одеялко. Сам следит за чистотой, убирает».
·       «Из гнезда извлечь сложно. Плохо – уйдет туда».
Все вышеприведенные выдержки из случая свидетельствуют о  том, что ребенок нуждается в препарате, относящемся к группе моллюсков. Желание уйти, спрятаться, затаиться в домике, в ванной, в гнезде, в паровозике (причем во сне паровозик дает защиту от стрел гусеницы, ему было достаточно только спрятаться, и он стал неуязвимым для ее «звездочек»). Для него характерен интерес к подводному миру, к морским животным. Он не раз говорит о всасывании, о стрельбе чем-то, что может усыплять.
И наконец, нужно определить источник, понять из какого именно моллюска нужен препарат, который может помочь мальчику.
Уровень Vc – источник.
·       «Холодно. И хлоп! Хлоп! Хлоп! Они открываются и закрываются».
·       «Двойка – растеряюсь и зубы хлоп! Хлоп! Хлоп!»
·       «Проиграю и зубы хлопают. И звук такой. Они захлопают».
·       «Одно и то же – надоест. Друзей не будет. У меня друзей – целая комната – одного не станет – не страшно». 
·       «Робот превращается в орла….. Хлоп, хлоп, хлоп!»
·        «Тигры оживут и хлоп, хлоп, хлоп!»
·       «Тигры оживут – уйду из дома с любимыми игрушками».
·       «Крабики стреляют в солдат, и те умирают…»
·       «Долго не могу на месте сидеть. Пока реклама, должен походить».
·       «Гигантская гусеница – стреляет синими звездочками и усыпляет, потом всасывает». 
·       «Может подойти и спросить – бить или не бить».
Это тот моллюск, который может передвигаться, хлопая створками раковины - Pecten jacobaeus или морской гребешок.
Что же это за моллюск? Он имеет толстую ребристую усиленную раковину. У гребешков имеется единственная толстая  и хорошо развитая приводящая мышца, которая и обеспечивает моллюску возможность передвижения.
На краю мантии расположен ряд глаз, это  светочувствительные органы. Они слабо развиты, но могут определять изменение интенсивности света. Парус, похожий на занавеску сгиб мантии направляет поток воды при сокращении мышцы, раковины схлопываются, и гребешок плывет. Он делает сильный толчок и продвигается вперед.  Плаванье может продолжаться до 20 секунд и он может проплывать более 3 м.
На мантии есть ряд щупалец (тендрилы), тактильно чувствительные органы, которые также чувствительны к запахам  и изменению температуры воды.
Нога гребешков очень хорошо развита в начале жизни, у некоторых видов позже она полностью атрофируется.
Если сифон есть, то он очень короткий. Но часто его вообще нет и мантия открыта.
Другие Брюхоногие (конические моллюски, Мурекс) охотятся на гребешков. Они используют для этого ядовитые дротики, поэтому возникает тема выстрелов, стрел, усыпления.
Гребешки – гермафродиты.
Чаще пребывают в группах. Он могут выделять бисуссные нити и  прикрепляться к скалам.
Некоторые виды теряют подвижность с возрастом, цементируются и остаются фиксированными оставшуюся жизнь…
Питаются планктоном, водорослями, фильтруя воду, это обеспечивается водными потоками.
Некоторые виды активно закапываются, оставаясь частично зарытыми. Они не могут удерживать раковину долго закрыто, поэтому при вынесении на воздух они быстро теряют влагу и умирают.
Pecten jacobaeus в гомеопатии:
·       Астма. Хуже ночью. Жгучая боль в трахее до приступа. Влажная, лучше после отхаркивания. Мокрота пенистая. Напряжение в грудной клетке, особенно с правой стороны.
·       Грудная клетка, боль жгучая.
·       За 2-3 дня чихание, насморк, чувство переполнения головы, пульс быстрый и жесткий.
Очевидно, что если бы мы использовали технику реперторизации, то вероятность назначения данного препарата ничтожно мала. Использование же метода витального ощущения позволила мне назначить препарат с довольно высокой степенью уверенности.
Мальчик получил Pecten jacobaeusа 1М, 1 глобулу однократно.

Катамнез

Через 3 недели ребенок совершенно перестал заикаться. А через 3 месяца на повторном приеме он не мог даже вспомнить, что у него были такие проблемы с речью, и на мой вопрос ответил мне лишь недоуменным взглядом.
Через месяц после начала лечения у него возникли симптомы бронхиальной астмы, которые беспокоили мальчика раннее.
Был назначен препарат Pecten jacobaeus в потенции 30СН в растворенном виде по 1 чайной ложке ежедневно.
Примерно через полгода астматические симптомы перестали беспокоить его, но начались кожные высыпания, сначала на лице, а потом на ягодицах. Позже лицо очистилась, но высыпания на ягодицах сохраняются.